New

Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47.

Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

1. Изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье.

2. Анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования.

3. Анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан.

4. Учета посещения несовершеннолетними учреждения образования.

5. Учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования.

6. Выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования.

7. Учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений.

8. Контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.

Информируют ГУО "Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска" о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении.

Также работники субъектов профилактики семейного неблагополучия выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, в ходе межведомственных профилактических акций «Быт», «Дом без насилия», «Семья без насилия» и др.

Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования (в учреждениях дошкольного образования), классному руководителю (в учреждениях общего среднего образования), куратору (мастеру производственного обучения) (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования).

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и т.д.

Обращаем внимание на то, что посещение семей не должно носить формальный и «массированный» характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, до 1 января.

Осуществляя визит в семью, необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжение во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) обязан согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера нецелесообразно.

Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:

воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках;

классным руководителем в классном журнале;

куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы.

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).