New

Регистрация информации о фактах семейного неблагополучия

При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, работники субъектов профилактики семейного неблагополучия незамедлительно (в тот же рабочий день либо

не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.

Руководитель субъекта профилактики семейного неблагополучия, иной организации, после получения информации о семейном неблагополучия, обязан в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН), орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения детей.

Справочно. Информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления.

Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении (организации).

В случае выявления употребления законными представителями несовершеннолетних алкогольных напитков, наркотических средств или токсических веществ, а также в случае подозрения наличия у них алкоголизма, наркомании, токсикомании или психического расстройства руководитель организации здравоохранения организует освидетельствование законных представителей, а в последующем и оказание медицинской помощи при наличии медицинских показаний, в установленном законодательством порядке, письменно информирует врача-нарколога-психиатра по месту проживания (пребывания) законных представителей несовершеннолетнего.

Сведения о передаче информации фиксируются в Журнале выявления и информирования о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), и их родителях[7].

Управление (отдел) образования, спорта и туризма, осуществляющий функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – управление (отдел) образования), ведет Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан, по форме согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом начальника управления (отдела) образования.

Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, в течение 1 рабочего дня направляется в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается) или в социально-педагогический центр (далее – СПЦ) по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего. СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования.

Справочно. В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация направляется в каждое из них.

Обращаем внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информирует администрацию учреждения образования, о чем делается соответствующая запись в Журнале учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, иных государственных органов и организаций, от граждан по следующей форме.

Журнал

учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан

№ п/п

Дата, вх. № регистрации поступившей информации

Дата, исх. № письма управления (отдела) образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, иного государственного органа и организации.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) педагогического работника, гражданина, от которого поступила информация (вид передачи)

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место фактического проживания несовершеннолетнего (несовершеннолетних), в отношении которого (которых) поступила информация Краткое содержание поступившей информации Принятое решение (дата, № протокола Совета профилактики (педагогического совета) Дата, исх. № ответа в управление (отдел) образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, иного государственного органа и организации
1 2 3 4 5 6 7

Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.

К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся существенные проблемы в состоянии жилого помещения, представляющие опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода и т.д.), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребенка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого, неконтролируемого агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребенка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.

Социальное расследование

Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и семейного неблагополучия, связанного с ненадлежащим выполнением законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей, требует, прежде всего, глубокого изучения ситуации в семье, которое необходимо проводить с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия.

Социальное расследование должно рассматриваться как целостный процесс, включающий в себя последовательную цепочку этапов работы от проверки информации о семейном неблагополучии до принятия соответствующего решения и разработки индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП.

После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение 1 рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист СППС, воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения), из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее – комиссия). Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета профилактики (педагогического совета). Обращаем внимание, что срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.

Комиссия с привлечением инспектора ИДН, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Обращаем внимание, что обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.

В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП несовершеннолетнего, установленными законодательством[9], составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего[10], который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее – акт обследования).

Справочно. Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с выводами комиссии под подпись. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются).

Обращаем внимание, что в случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным. В целях снижения документооборота руководителям учреждений образования необходимо также координировать деятельность по направлению запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их законных представителях:

беседы (с законными представителями детей, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи др.);

психологическая диагностика (несовершеннолетних и их законных представителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания);

анализ информации, поступившей от субъектов профилактики семейного неблагополучия;

анализ информации, поступившей с места работы законных представителей несовершеннолетних;

изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);

анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;

анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с законными представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка.

По итогам социального расследования готовится обобщенная информация (примерная форма согласно приложению 4 к настоящим методическим рекомендациям).

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Решение о признании ребенка находящимся в СОП принимается на заседании Совета профилактики[11] (педагогического совета) с обязательным рассмотрением акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и обобщенной информации по результатам социального расследования.

Представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) дети из одной семьи, высказывают свое мнение о целесообразности принятия решения о признании (не признании) детей находящимися в СОП.

К участию в рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП приглашаются его законные представители. Также могут быть приглашены специалисты, принимавшие участие в социальном расследовании, представители государственных органов, учреждений и иных организаций, которые будут привлечены к реализации плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в случае признания его находящимся в СОП.

При принятии решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП необходимо учитывать наличие совокупности критериев и показателей СОП, мнение законных представителей несовершеннолетнего, а также представителей заинтересованных органов и организаций.

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП принимается в случае, если установлено, что несовершеннолетние воспитываются в семье, где законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию детей, в соответствии с критериями и показателями СОП.

Обращаем внимание, что статус семьи (неполная, многодетная, малообеспеченная и т.д.) сам по себе не может быть показателем семейного неблагополучия.

Учреждение образования, принявшее решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОПв 3-дневный срок со дня принятия решения направляет копию решения законным представителям детей.

О результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) учреждение образования в течение 1 рабочего дня информирует субъекта профилактики, от которого поступила информация о семейном неблагополучии, за исключением случаев, когда ситуация неблагополучия выявлена самим учреждением образования.

Обращаем внимание: в случае, если информация о семейном неблагополучии поступила в учреждение образования из управления (отдела) образования, необходимо информировать о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) управление (отдел) образования, а не субъект профилактики, выявивший либо информировавший о семейном неблагополучии.

Информирование граждан, сообщивших о семейном неблагополучии, о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) возможно только при наличии документов, подтверждающих, что данный гражданин имеет право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информация о частной жизни физического лица и персональных данных относится к информации, распространение и (или) предоставление которой носит ограниченный характер.

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП может быть обжаловано законными представителями в управление (отдел) образования по месту принятия решения.

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Руководитель учреждения образования не позднее недели со дня вынесения Советом профилактики или педагогическим советом решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП утверждает индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП (далее – индивидуальный план). Субъекты профилактики семейного неблагополучия вносят предложения в индивидуальный план на заседании Совета профилактики, далее согласовывают индивидуальный план в рабочем порядке в установленный срок.

Мероприятия индивидуального плана должны быть направлены на устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Прежде всего, это мероприятия по обеспечению безопасности детей в семье, поэтапному изменению ситуации в семье, в том числе в детско-родительских отношениях. В реализации мероприятий должны принимать участие не только субъекты профилактики, но и законные представители детей, родственники, друзья, при необходимости – члены трудового коллектива по месту работы законных представителей детей, а также общественные организации, имеющие возможность оказывать помощь семье. По каждому мероприятию индивидуального плана устанавливаются ответственные исполнители и сроки.

Особое внимание обращаем на необходимость индивидуального подхода к составлению плана в каждом конкретном случае и обязательное привлечение к реализации мероприятий законных представителей несовершеннолетнего.

Считаем необходимым в обязательном порядке предусмотреть в индивидуальном плане анализ результатов его реализации с установленной периодичностью на заседаниях Совета профилактики (педагогического совета).

Участие в заседаниях Совета профилактики (педагогического совета) принимают законные представители несовершеннолетних, представители органов, учреждений и организаций, ответственных за реализацию мероприятий индивидуального плана. В случае невозможности по уважительным причинам принять участие в заседании ответственными за реализацию индивидуального плана представляется письменный отчет о результатах выполнения мероприятий и предложения по дальнейшей работе с семьей. При необходимости проводится корректировка индивидуального плана либо внесение в него дополнений.

В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП, выполнения мероприятий индивидуального плана в полном объеме, и с учетом мнения заинтересованных субъектов профилактики, принимавших участие в мероприятиях по выведению семьи из ситуации неблагополучия, Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП, которое направляется в СПЦ для исключения сведений из банка данных детей, находящихся в СОП.

В случае отсутствия положительной динамики в реализации мероприятий индивидуального плана Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение о направлении в КДН ходатайства о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (далее – НГЗ)[12].a

ПРИГЛАШЕНИЕ

 

         Исх.№                                             Уважаемые _________________________

                                                                                 __________________________                                                                                                   __________________________

        

Приглашаем Вас на заседание совета учреждения образования «____________________________________________________________________»

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам воспитания Вашего несовершеннолетнего ребёнка _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ждём Вас по адресу: (точный адрес с указанием времени и № кабинета)

 

Наш контактный телефон

Директор                                                                                                     И.О. Фамилия

 

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (см. методические рекомендации).

Учет несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении на уровне района ведет ГУО "Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска".

Для внесения ребенка (детей) в районный банк данных несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, или исключения из него необходимо в трехдневны срок с даты проведения совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предоставить в ГУО "Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска" следующие документы:

  1. информация о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (на фирменном бланке своего учреждения, на имя директора СПЦ Станкевич М.С.);
  2. форма учета;
  3. учетные данные (не сведения о семье, а именно учетные данные согласно методическим рекомендациям о порядке ведения районного учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении № 12-02-12/с-45 от 17 марта 2010г.);
  4. акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (согласно Инструкции № 47);
  5. выписка из протокола заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 1. Информация

                                                         

                                                                              

                                                                       Директору ГУО «Социально-педагогический

                                                                      центр с приютом

                                                                      Фрунзенского района г. Минска»

                                                                      Станкевич М.С.

 

  • Информация о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

 

  • Информация о снятии несовершеннолетнего с учета как находящегося в социально опасном положении

 

     Администрация ГУО «Средняя школа № 76 г. Минска» информирует, что решением совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протокол № 10 от 24.09.2016г.) несовершеннолетний Иванов Василий Васильевич, 12.06.2007г.р., проживающий по адресу: г. Минск, ул. Якубовского, 57-193 (зарегистрирован по адресу: г. Минск, пер. Корженевского, 14/2-98), был признан находящимся в социально опасном положении (был снят с учета как находящийся в социально опасном положении).

     Причина постановки на учет:

  1. несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка (факты оставления ребенка без пищи и присмотра);
  2. несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители отрицательно влияют на его поведение (аморальный образ жизни родителей: злоупотребление алкогольными напитками).

     Причина снятия:

  1. нормализация ситуации в семье;
  2. несовершеннолетний признан НГЗ (Постановление КДН № 17 от 25.10.2016);
  3. иное (переход в др. учреждение образования; смена места жительства и т.п.).

 

Директор СШ № 76                                                                     Е.П. Белоновская

 

 

Петровская 207 26 49

2. Форма учета.

Форма учета

несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

  1. ФИО несовершеннолетнего: Иванов Василий Васильевич;
  2. Дата рождения: 12.06.2007г.р.;
  3. Адрес проживания: г. Минск, ул. Якубовского, 57-193;
  4. Адрес регистрации: г. Минск, пер. Корженевского, 14/2-98;
  5. Жизнеустройство: ГУО «Средняя школа № 76 г. Минска», 4 «Б» класс;

 

  1. Причины социально опасного положения:
  • несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка (факты оставления ребенка без пищи и присмотра);
  • несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители отрицательно влияют на его поведение (аморальный образ жизни родителей: злоупотребление алкогольными напитками);

 

  1. Дата постановки на учет: решение совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протокол № 10) от 24.09.2016г.;

 

  1. Дата снятия с учета: решение Совета профилактики (протокол № 10) от 19.11.2016г.

 

Директор СШ № 76                                                             Е.П. Белоновская

 

3. Учетные данные о несовершеннолетнем.

Учетные данные о несовершеннолетнем, признанным находящимся в социально опасном положении

 

ФИО н/л

Дата рождения

Учреждение образования (группа, класс), воспитывается дома и др.

ФИО братьев, сестер (дата рождения, учреждение образования (группа, класс), воспитывается дома и др.

ФИО родителей

Место работы, вид занятости

Домашний адрес

Дата постановки на учет, решение

Причины и условия СОП

Отметка о признании НГЗ (дата, решение)

Дата снятия с учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В учреждении образования должны быть актуальные списки несоверешеннолетних, состоящих на учете ИДН, семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

Отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае:

  • устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении (в СПЦ предоставляются: ходатайство, форма учета с датой снятия с учета, выписка из решения СП);
  • смены места жительства/учебы (в СПЦ предоставляются: ходатайство, форма учета с датой снятия с учета, выписка из СП, документ, подтверждающий получение учреждением образования по новому месту жительсва/учебы, сведений о неблагополучии в семье);
  • установления опеки над несовершеннолетним (в СПЦ предоставляются: ходатайство, форма учета с датой снятия с учета, выписка из СП, копия решения исполкома об установлении опеки);
  • достижения совершеннолетия (предоставляются ходатайсво, форма учета с датой снятия с учета, выписка из решения СП).

Для исключения ребенка (детей) из районного банка данных несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, необходимо в трехдневны срок с даты проведения совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предоставить в ГУО "Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска" следующие документы:

  1. информация о снятии несовершеннолетнего с учета как находящегося в социально опасном положении (на имя директора СПЦ Станкевич М.С.);
  2. выписка из решения Совета профилактики:
  • нормализация ситуации в семье (подробная выписка с изложением динамики в семье, достигнутых результатов и т.п.)
  • НГЗ (прилагается постановление КДН);
  1. справка-подтверждение (если несовершеннолетний переходит в другое учреждение образования).

Документы предоставляете в оригинальном варианте с печатью и подписью директора в течение трех рабочих дней со дня признания/снятия несовершеннолетнего с учета как находящегося в СОП.

Примерные формулировки решений совета профилактики:

Постановка:

  1. признать Иванова Василия Васильевича находящимся в социально опасном положении;
  2. разработать и утвердить индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Срок: … (не позднее недели от даты СП);
  3. информировать ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» о включении несовершеннолетнего в районный банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Срок: … (не более 3 рабочих дней от даты СП).

Снятие:

  1. снять несовершеннолетнего Иванова Василия Васильевича с учета как находящегося в социально опасном положении;
  2. информировать ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» об исключении несовершеннолетнего из районного банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Срок: … (не более 3 рабочих дней от даты СП).

(3. осуществлять патронат семьи Иванова В.В. Срок: … (в течение трех месяцев).