New

ОТЧЕТ

о деятельности ресурсного центра помощи семье «Семейный круг» (направление семейное и гендерное воспитание)

за 2018/2019 учебный год

 

В соответствии с решением Координационного Совета по проблемам методического взаимодействия учреждений образования № 1 от 08.02.2017 г. в целях распространения эффективного опыта работы приказом Комитета по образованию Мингорисполкома № 98-ОС от 15.03.2017 г. ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» присвоен статус ресурсного центра воспитательной направленности. Руководителем ресурсного центра является – педагог-психолог Маруденко Анна Владимировна (до января 2019 года), педагог-психолог Нитиевская Диана Владимировна (с февраля 2019 года).

Основной целью деятельности ресурсного центра помощи семье «Семейный круг» является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи.

Задачи:

- оказание поддержки и обучение родителей по вопросам детско-родительских отношений;

- создание ресурсной базы, включающей нормативно-правовые, информационные, научно-методические и практические материалы по работе с различными категориями семей;

- оказание методической, информационной и практической помощи специалистам СППС, классным руководителям учреждений образования района, через подготовку и проведение информационных (методический портал, буклеты и др.) и практико-ориентированных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров-практикумов, супервизионных мероприятий и др.);

- реализация программы по гендерному воспитанию для девочек-подростков, состоящих на различных видах учета;

- развитие межведомственного взаимодействия, сотрудничества с различными общественными организациями и объединениями по основным направлениям работы ресурсного центра.

Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются:

-           организация и осуществление консультативной помощи по социально-правовым и психологическим проблемам;

-           психолого-педагогическое просвещение родителей (лиц, их замещающих) и педагогов учреждений образования Фрунзенского района;

-           разработка и реализация комплексных программ по социально-педагогической и психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации, по созданию особой педагогической среды, способствующей свободному развитию и самовыражению ребенка;

-           содействие в ликвидации неблагоприятных условий или экстремальных ситуаций в семьях детей, проведение комплексных мер по их коррекции, реабилитации, моральному оздоровлению, активизации внутреннего потенциала;

-           объединение усилий педагогов, психологов учреждений образования и координация их деятельности в оказании помощи детям;

-           осуществление поиска, подбора и подготовки семей, принимающих на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, подготовка несовершеннолетних к переходу на воспитание в семьи.

Специалисты Ресурсного центра сотрудничают с:

-                ГУО «Минский городской институт развития образования;

-                ГУО «Академия последипломного образования»;

-                Управление образования спорта туризма администрации Фрунзенского района г. Минска

-                ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района г. Минска»;

-                ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Минска «Эврика»;

-                Социальный центр «Счастливый малыш»;

-                МОБО «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля»;

-                Благотворительное общественное объединение «Мир без границ»;

-                Центр дружественного отношения к подросткам «Доверие»;

-                Международное общественное объединение «Понимание»;

-                Центр трезвой жизни "Наш Ковчег";

-                Представительство международного детского фонда в Республике Беларусь («ChildFund International, USA»);

-                РУВД, ИДН, КДН;

-                УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер»;

-                УЗ “Городской клинический психиатрический диспансер г.Минска”

-                УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»;

-                Академиядлядевочек «It Princess Academy».

В 2018/2019 учебном году ресурсный центр   работал в соответствии с годовым планом. Работа в центре осуществлялась в тесном сотрудничестве с управлением по образованию Фрунзенского района г. Минска и другими государственными структурами и учреждениями образования района.

В рамках работы Ресурсного центра с целью повышения профессионального уровня педагогов социальных и педагогов-психологов специалистами отдела профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства с сентября 2018г. организовано проведение обучающих и инструктивно-методических семинаров для специалистов СППС учреждений образования района.

В сентябре-октябре 2018г. разработан и проведен Месяц методических знаний. В рамках Месяца методических знаний проведены следующие мероприятия:

- ИМС для заведующих дошкольных учреждений образования района «Координация деятельности СППС по работе с социальным неблагополучием в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в соответствии с законодательством Республики Беларусь» (13.09.2018г.) – 79 участников;

- ИМС для педагогов-психологов дошкольных учреждений образования района «Организация деятельности СППС по работе с социальным неблагополучием в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в соответствии с законодательством Республики Беларусь» (21.09.2018г., 28.09.2018г.) – 36, 35 участников;

- ИМС для педагогов социальных учреждений общего среднего образования района «Организация деятельности СППС по работе с социальным неблагополучием в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в соответствии с законодательством Республики Беларусь» (01.10.2018г.) – 43 участника;

- Круглый стол для заместителей руководителей учреждений образования района «Профилактика насилия в семье» (26.10.2018г.) – 106 участников. Круглый стол проводился при участии представителей КДН, ИДН, ГУ «ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска», СЦ «Счастливый малыш», ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей».

Также в 2018/2019 учебном году руководством и специалистами СПЦ организовано и проведено:

- Семинар для заместителей директоров по воспитательной работе учреждений общего среднего образования района «Межведомственное взаимодействие субъектов профилактики в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Организация взаимодействия в рамках индивидуальной профилактической работы и комплексной реабилитации подростков» (16.11.2018г.) – 42 участника;

- ИМС по результатам мониторинга организации работы с социальным неблагополучием в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в соответствии с законодательством Республики Беларусь для педагогов социальных учреждений общего среднего образования района (26.11.2018г.) – 43 участника;

- ИМС для заведующих дошкольных учреждений образования района «Координация деятельности СППС по работе с социальным неблагополучием в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в соответствии с законодательством Республики Беларусь» (11.01.2019г.) – 83 участника;

- Обучающий семинар для заместителей директоров по воспитательной работе учреждений общего среднего образования района и заместителей заведующих по основной деятельности дошкольных учреждений образования района «Организация работы в рамках реализации Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (15.03.2019г.) – 45 участников;

- Семинар для педагогов социальных учреждений общего среднего образования района «Организация работы по признанию несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении и реабилитации неблагополучных семей» (29.04.2019г.) – 49 участников;

- Семинар для заместителей заведующих по основной деятельности дошкольных учреждений образования района «Организация работы по признанию несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении и реабилитации неблагополучных семей» (14.05.2019г.) – 84 участника.

15.04.2015г. был заключен договор о сотрудничестве между частным социально-педагогическим учреждением образования «SOS-Детская деревня Боровляны” и нашим учреждением с целью оказания дополнительной поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей до 3-ех лет и находящимся в трудной жизненной ситуации и их родителям. В рамках данного сотрудничества специалистами СЦ «Счастливый малыш» были проведены:

- Семинар-практикум для педагогов-психологов дошкольных учреждений района «Позитивная и краткосрочная терапия при работе с неблагополучными семьями» (26.10.2018г.) – 62 участника;

- Семинар-практикум для педагогов-психологов школ и гимназий района «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания» (07.12.2018г.) –45 участников.

- Семинар-практикум для педагогов-психологов дошкольных учреждений района «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания» (14.12.2018г.) – 31 участник;

- Семинар-практикум для педагогов-психологов школ и гимназий района «Инновационные методы работы со сложной целевой аудиторией (неблагополучные семьи)» (14.01.2019г.) – 32 участника.

Специалистам СППС учреждений образования при необходимости оказывается консультативная помощь, организуются совместные с ИДН и учреждениями здравоохранения рейды, определяются мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки. Консультативная помощь специалистам СППС учреждений образования оказывается по вопросам социально-педагогической реабилитации детей и оказанию им психологической помощи, по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. За 2018/2019 учебный год проведено 350 консультаций для педагогов учреждений образования.

Врамках организации и проведения информационно-просветительской деятельности и профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми, по профилактике суицида, СПИДа, табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости в течение года организовывалось правовое просвещение участников образовательного процесса посредством бесед, диспутов, актуализации информации на сайте СПЦ. Проводилось просвещение родителей по вопросам воспитания, гармоничного развития детей. За 2018/2019 учебный год с родителями несовершеннолетних проведено 156 информационно-просветительских бесед на различную тематику.

Кроме того, специалисты СПЦ оказывали методическую помощь специалистам СППС УО района в подборе литературы, диагностического инструментария, коррекционных программ, написании актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, составлении ходатайств о принятии мер воздействия к недобросовестным родителям или о признании детей нуждающимися в государственной защите, помощь в составлении проектов индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, в оформлении документации и др.

Родители несовершеннолетних, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении, привлекаются к участию в групповых занятиях по программе «Моя семья», которые направлены на просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка; на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений; повышение компетентности родителей в воспитательных навыках и знании детской психологии; актуализацию собственного опыта в воспитании детей и личных ресурсов; просвещение родителей о здоровом образе жизни. По итогам занятий участники получают раздаточный материал.

С мая 2019 года началась работа по программе "Мамина школа". Занятия проводятся в игровой форме с детьми 2-3 лет. Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с родителем по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Общение реализуется в сюжетных играх с игрушками, природным материалом, на занятиях - продуктивными видами деятельности.

Разработанная программа направлена на формирование навыков сотрудничества родителя с ребенком. Компетентный родитель может способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении со своими детьми, способствуя гармоничному развитию своего ребенка. Форма занятий предполагает максимальную активность родителей, что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

Целью данной программы является: способствование психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от двух до трех лет через объединение усилий семьи.

Задачи:

  • формировать навыки сотрудничества родителя с ребенком;
  • повышать родительскую компетенцию в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
  • выработать новые навыки взаимодействия с ребенком;
  • сопровождать процесс развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
  • просвещать родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка.

Занятия проводятся ежемесячно, проведено два занятия (22.05.2019г.; 19.06.2019г.).

С родителями, чьи дети признаны нуждающимися в государственной защите, проводятся занятия по программе «Успешное родительство». За основу тренинга взята программа, разработанная при поддержке Представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь в рамках программного направления «Развитие услуг, направленных на предупреждение институционализации детей-сирот в местных сообществах». Занятия касаются различных аспектов воспитания ребенка в семье, на каждом занятии рассматривалась определенная тема:

- «Поощрение и наказание детей в семье»;

- «Проблемное поведение ребенка»;

- «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания»;

- «Совместный досуг»;

- «Влияние жестокого обращения на развитие ребенка»;

- «Активное слушание, Я-высказывания»;

- «Как поддерживать дисциплину»;

- «Формирование у детей ответственности. Уровни и составляющие ответственности».

За 2018/2019 учебный год проведено 10 занятий, по результатам которых у участников повышен уровень психологической культуры, сформированы новые модели конструктивных форм детско-родительских отношений.

Завершилась работа групповых занятия для девочек 14-16 лет, состоящих на различных видах учета (СОП, ИДН и др.) по программе «Школа Мэри Поппинс» в связи со сменой штата специалистов.

В рамках работы Ресурсного центра с целью специалистами отдела поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей проведена следующая работа.

В 2018/2019 учебном году продолжили работу психологические гостиные и МО для приёмных родителей и родителей воспитателей. Цель работы: оказание психолого-педагогической и практической помощи и поддержки приёмным родителям, родителям воспитателям, предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. В рамках деятельности гостиной специалистами СПЦ с приютом на встречи были вынесены для обсуждения следующие темы:

v   «Жестокое обращение с ребенком. Пути преодоления последствий» (16.10.2018 г.).

v   «Построение бесконфликтной семейной среды. Конструктивные пути преодоления конфликтов» (12.12.2018 г.).

v   «Мотивы обмана и воровства, коррекция и профилактика» (26.02.2019 г.).

v   «Формирование ответственного поведения подростков» (20.03.2019 г.).

v   «Профилактика профессионального выгорания» (21.05.2019 г.).

Основная цель деятельности МО - создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение профессионального уровня приемных родителей   и   родителей-воспитателей, для   сохранения   и   развития положительных результатов в воспитании несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

Тематика МО приемных родителей планировалась исходя из запросов и проблем замещающих семей. Было проведено 4 методических объединения за указанный период:

1. 18.09.2018 - «Организация деятельности приемных родителей. План развития приемной семьи».

Цель: оказание помощи приемным родителям и родителям-воспитателям в составлении планов развития приемных семей и ДДСТ на период с сентября 2018 года по февраль 2019 года.

2. 21.11.2018 - «Профилактика преступности и правонарушений у несовершеннолетних. Формирование навыков безопасного поведения у приемных детей»

Цель: повышение уровня компетентности приемных родителей, родителей-воспитателей по вопросам профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних.

3. 22.01.2019 - «Половое воспитание и подготовка к семейной жизни несовершеннолетних» (совместно с волонтерами МОБО центра поддержки семьи и материнства «Матуля»).

Цель: повышение уровня компетентности приемных родителей, родителей-воспитателей по вопросам полового воспитания и подготовки к семейной жизни несовершеннолетних.

4. 16.04.2019 - «Трудности поведения приемного ребенка. Подведение итогов работы методического объединения за 2018/2019 учебный год».

Цель: активизировать и закрепить знания о возможных трудностях поведения приемных детей; подвести итоги работы методического объединения приемных родителей, родителей-воспитателей в 2018/2019 году.

В этом учебном году продолжила свою работу супервизорская группа педагогов-психологов школ Фрунзенского района. На занятиях прорабатывались такие темы как: «Подростковые депрессии. Суицидальное, самоповреждающее поведение»; «Подростковая агрессия, насилие»; «Работа педагога-психолога с учебной мотивацией. Подростковые манипуляции»; «Влияние семейных сценариев на поведение подростков». Данные занятия позволили повысить профессионализм в работе с семьей и подростками, мотивацию к работе и снизить риск профессионального выгорания у участников группы.

Также в 2018/2019 учебном году были организованы и проведены следующие мероприятия:

  • проведен круглый стол с участниками и организаторами проекта «Менторство для усыновителей», тема: «Особенности предподросткового возраста. Подростковый кризис»;
  • проведено групповое занятие для родителей, чьи дети признаны находящимися в СОП «Профилактика сексуального абьюза»;
  • организован обучающий цикл занятий для педагогов-психологов ДДУ Фрунзенского района по работе с группами в методе психодрама, занятия проводились представителями Социального центра «Счастливый малыш»;
  • организовано 2 тренинга для педагогов-психологов ДДУ Фрунзенского района. Тема «Театральные формы работы в психологической практике», занятия проводились представителями Социального центра «Счастливый малыш»;
  • организован семинар для педагогов-психологов школ Фрунзенского района. Тема «Прием ПАВ у детей и подростков, причины и профилактика».

Для приёмных родителей и родителей-воспитателей в текущем учебном году проведено 99 социально-педагогических и психологических индивидуальных консультаций по вопросам:

  • «Взаимоотношения приемных детей и родных родителей»;
  • «Эмоционально-волевые проблемы приемных детей»;
  • «Организация взаимодействия с биологическими родителями приемных детей»;
  • «Трудовое воспитание в семье»;
  • «Особенностям детско-родительских отношений»;
  • «Индивидуальные и возрастные особенности приемного ребенка» и др.

С марта 2016 года организована работа консультационной телефонной линии в помощь родителям в разрешении конфликтов, возникающих в сфере детско-родительских отношений.

Специалисты СПЦ оказывают консультативно психологическую помощь детям и родителям с целью укрепления семьи, профилактики семейного неблагополучия, стрессовых и эмоциональных настроений детей и подростков, защиты прав детей.

На базе ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» прошли групповые занятия с кандидатами в усыновители (октябрь-ноябрь 2018 года и апрель-май 2019 года).

Целью данной программы является систематизация материалов, используемых Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь для подготовки кандидатов в усыновители. Тематическое планирование и планы отдельных занятий  в связи с этим являются примерными. Важно, чтобы в процессе подготовки были рассмотрены все предлагаемые вопросы, а в каком порядке и с какой степенью погружения в тему - это зависит и от возможностей ведущего, и от потребностей конкретной группы.

Групповая подготовка включает 10 занятий, которые проходят каждый четверг с 17.00 до 20.00 по программе, утвержденной Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь.

В 2018/2019 учебном году продолжил свою деятельность обучающий цикл занятий для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений, повышающий профессиональную компетенцию специалистов в области работы с группами в методе психодрама.

Цель курса - формирование практических навыков применения психодраматических техник в групповой и индивидуальной работе с семьей.

Программа ориентирована как на участников, начинающих профессиональный путь в области практической психологии, так и на специалистов, имеющих опыт практической работы.

Публикации, трансляция опыта:

С целью обобщения опыта работы специалистов СПЦ был подготовлен материал с пояснительной запиской: «Повышение профессиональной компетенции замещающих родителей». 28.05.2019 педагог социальный принял участие в республиканской конференции, посвященной Международному дню защиты детей «Тепло сердец», где были представлен данный материал.

С целью освещения актуальных вопросов работы отдела педагогом социальным была подготовлена статья для размещения в газете «Домой» по теме: «Права детей». В данной статье был продемонстрирован опыт работы специалиста с подростками, воспитывающимися в замещающих семьях и воспитанников приюта (автор статьи: педагог социальный Курневич А.В.).

 Итоги работы за 2018/2019 учебный год рассмотрены на  Совете СПЦ с приютом. В 2018/2019 учебном году работа ресурсного центра осуществлена на удовлетворительном уровне. Организация деятельности в 2019/2020 учебном году будет осуществляться согласно запланированным мероприятиям и будет направлена на достижение результатов  в соответствии с целью и задачами Ресурсного центра.

 

 

Руководитель ресурсного центра                              Д.В.Нитиевская

 

Директор СПЦ                                                          М.С. Станкевич

 

 

ОТЧЕТ

о деятельности ресурсного центра по воспитательной работе

 

В соответствии с решением Координационного Совета по проблемам методического взаимодействия учреждений образования № 1 от 08.02.2017 г. в целях распространения эффективного опыта работы приказом Комитета по образованию Мингорисполкома № 98-ОС от 15.03.2017 г. ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» присвоен статус ресурсного центра воспитательной направленности. Руководителем ресурсного центра является – педагог-психолог Маруденко Анна Владимировна.

Основной целью деятельности ресурсного центра помощи семье «Семейный круг» является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи.

Задачи:

- оказание поддержки и обучение родителей по вопросам детско-родительских отношений;

- создание ресурсной базы, включающей нормативно-правовые, информационные, научно-методические и практические материалы по работе с различными категориями семей;

- оказание методической, информационной и практической помощи специалистам СППС, классным руководителям учреждений образования района, через подготовку и проведение информационных (методический портал, буклеты и др.) и практико-ориентированных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров-практикумов, супервизионных мероприятий и др.);

- реализация программы по гендерному воспитанию для девочек-подростков, состоящих на различных видах учета;

- развитие межведомственного взаимодействия, сотрудничества с различными общественными организациями и объединениями по основным направлениям работы ресурсного центра.

Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются:

-           организация и осуществление консультативной помощи по социально-правовым и психологическим проблемам;

-           психолого-педагогическое просвещение родителей (лиц, их замещающих) и педагогов учреждений образования Фрунзенского района;

-           разработка и реализация комплексных программ по социально-педагогической и психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации, по созданию особой педагогической среды, способствующей свободному развитию и самовыражению ребенка;

-           содействие в ликвидации неблагоприятных условий или экстремальных ситуаций в семьях детей, проведение комплексных мер по их коррекции, реабилитации, моральному оздоровлению, активизации внутреннего потенциала;

-           объединение усилий педагогов, психологов учреждений образования и координация их деятельности в оказании помощи детям;

-           осуществление поиска, подбора и подготовки семей, принимающих на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, подготовка несовершеннолетних к переходу на воспитание в семьи.

Специалисты Ресурсного центра сотрудничают с:

-                ГУО «Минский городской институт развития образования;

-                ГУО «Академия последипломного образования»;

-                Управление образования спорта туризма администрации Фрунзенского района г. Минска

-                ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района г. Минска»;

-                ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Минска «Эврика»;

-                Социальный центр «Счастливый малыш»;

-                МОБО «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля»;

-                Благотворительное общественное объединение «Мир без границ»;

-                Центр дружественного отношения к подросткам «Доверие»;

-                Международное общественное объединение «Понимание»;

-                Центр трезвой жизни "Наш Ковчег";

-                Представительство международного детского фонда в Республике Беларусь («ChildFund International, USA»);

-                РУВД, ИДН, КДН;

-                УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер»;

-                УЗ “Городской клинический психиатрический диспансер г.Минска”

-                УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»;

-                Академиядлядевочек «It Princess Academy».

 

В 2017/2018 учебном году ресурсный центр   работал в соответствии с годовым планом. Работа в центре осуществлялась в тесном сотрудничестве с управлением по образованию Фрунзенского района г. Минска и другими государственными структурами и учреждениями образования района.

Информационно-аналитическая деятельность СПЦ ориентирована на изучение ситуации в районе по выявлению неблагополучных семей с целью предупреждения социального сиротства, сохранения ребенка в родной семье с привлечением межведомственных структур и ведомств.

Такие категории семей как неполные, многодетные, малообеспеченные, а также семьи, в которых родители-инвалиды или недееспособны, находятся в зоне особого внимания специалистов социально-педагогических и психологических служб учреждений образования, так как они являются наиболее незащищёнными и при неблагоприятных социальных обстоятельствах могут оказаться в социально опасном положении.

Большое значение для эффективной работы с неблагополучной семьей имеет раннее выявление семейного неблагополучия, целью которого является не упустить время, в течение которого можно оказать помощь семье и попытаться сохранить в ней ребенка. Для выполнения поставленных целей и задач учреждениями образования Фрунзенского района г. Минска два раза в год

На основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2018г. № 94 «О совершенствовании работы органов управления образованием и учреждений образования и признании утратившими силу приказа Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2007г.         № 270» с 10.03.2018г. за СПЦ закреплены функции по выявлению и признанию несовершеннолетних в возрасте до 3 лет либо несовершеннолетних, которые не зачислены в учреждение образования, находящимися в социально опасном положении.

В период с 10.03.2018г. по 01.07.2018г. в адрес СПЦ поступило 78 информирований о возможном неблагополучии в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети.

Алгоритм работы в рамках выявления социального неблагополучия в семьях, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, строится в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утв. Министром образования Республики Беларусь от 14.12.2017г.

В рамках раннего выявления семейного неблагополучия осуществляется социальный патронат несовершеннолетних. На 01.07.2018г. под социальным патронатом по запросам управления по образованию администрации Фрунзенского района г. Минска находится 16 детей из 14 семей. В рамках реализации данного направления осуществляется контроль за условиями проживания и воспитания несовершеннолетних с предоставлением необходимой информации в управление по образованию.

За 2017 – 2018 учебный год было предоставлено 34 ответа на запросы в различные учреждения и организации в рамках раннего выявления семейного неблагополучия и социальных расследований.

За 2017 – 2018 учебный год было проведено 28 заседаний совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей находящихся в неблагополучных семьях» (далее Декрет №18) и Декрета № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18» учреждениями образования Фрунзенского района г. Минска проводится комплекс мер по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и устранению условий и причин неблагополучия. СПЦ обеспечено ведение районного банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, который актуализируется до пятого числа каждого месяца и доводится до сведения всех заинтересованных служб в рамках межведомственного взаимодействия. Актуализация банка происходит на основании документов (ходатайство, выписка из протокола СП, форма учета) на несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, которые учреждения образования района предоставляют в СПЦ в течение трех рабочих дней со дня признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении.

Специалистам СППС учреждений образования при необходимости оказывается консультативная помощь, организуются совместные с ИДН и учреждениями здравоохранения рейды, определяются мероприятия, которые могут быть включены в индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Консультативная помощь специалистам СППС учреждений образования оказывается также при решении вопроса о снятии с учета несовершеннолетнего в связи с нормализацией ситуации в семье или необходимостью признания его нуждающимся в государственной защите.

Во исполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», согласно приказа Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2018   № 94 в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2017 по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (далее — методические рекомендации) определен следующий алгоритм действий по выявлению детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации.

СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не зачислены в учреждения образования, не имеющих братьев/сестер, обучающихся в учреждениях общего среднего образования и воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях образования. 

Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Комиссия с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, представителя учреждения здравоохранения, специалиста по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Во исполнение п. 2.2. приказа Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2018 № 94 обеспечено выявление и признание несовершеннолетних в возрасте до 3 лет либо несовершеннолетних, которые не зачислены в учреждения образования, находящимися в социально опасном положении:

       СПЦ — выявление несовершеннолетних в возрасте до 3 лет либо несовершеннолетних, которые не зачислены в учреждения образования, не имеющих братьев/сестер, обучающихся в учреждениях общего среднего образования и воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях образования;

       учреждения общего среднего образования, детские дошкольные учреждения образования — несовершеннолетних в возрасте до 3 лет, имеющих братьев/сестер, обучающихся в учреждениях общего среднего образования и воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях образования (в случае наличия несовершеннолетних из одной семьи выявление и признание неорганизованных детей осуществляет учреждение образования по месту пребывания старшего ребенка).

       Социально-педагогическая и психологическая помощь несовершеннолетним в возрасте до 3 лет либо несовершеннолетним, которые не зачислены в учреждения образования, находящимся в социально опасном положении, оказывается СПЦ совместно с учреждениями образования по месту их жительства (месту пребывания).

За период 01.09.2017-01.06.2018 в адрес управления по образованию администрации Фрунзенского района г. Минска из управления внутренних дел, судов и учреждений здравоохранения поступило 1846 информирований для принятия мер по раннему выявлению семейного неблагополучия и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

С целью оценки ситуации в семьях несовершеннолетних специалистами СПЦ совместно с учреждениями образования района обследовано более 150 семей.

С целью контроля и координации деятельности специалистов СППС учреждений образования района по составлению и реализации мероприятий индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, специалистами СПЦ анализируются ежеквартальные отчеты по выполнению индивидуальных планов несовершеннолетних, которые учреждения образования района предоставляют в СПЦ. Результаты ежеквартальных анализов доводятся до сведения управления образования, спорта и туризма, затем направляются руководителям учреждений образования района.

В рамках работы Ресурсного центра организована постоянная группа для родителей детей-подростков по программе «Моя семья». Цель занятий - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи. После прохождения курса занятий каждый родитель будет уметь: устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье; оказывать психологическую поддержку партнеру по общению, находить эффективные решения конфликтных ситуаций; выбирать продуктивную стратегию общения.

За отчетный период было проведено 11 групповых занятий с родителями несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, чьи дети возвращены в биологические семьи, а также с родителями несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении по программе «Успешное родительство». За основу тренинга взята программа, разработанная при поддержке Представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь в рамках программного направления «Развитие услуг, направленных на предупреждение институонализации детей-сирот в местных сообществах». Занятия касались различных аспектов воспитания ребенка в семье, таким образом, на каждом занятии рассматривалась отдельная тема.

Темы занятий:

- «Совместный досуг»;

- «Активное слушание, Я - высказывания»;

- «Как поддерживать дисциплину»;

- «Поощрение и наказание детей в семье»;

- «Проблемное поведение ребенка»;

-«Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания»;

-«Формирование у детей ответственности. Уровни и составляющие ответственности»;

- «Влияние жестокого обращения на развитие ребенка».

В результате у родителей повысился уровень психологической культуры, сформировались новые модели конструктивных форм детско-родительских отношений.

В рамках постояннодействующей программы «Семейный круг» при поддержке международного проекта «Open sites» («Открытые площадки») совместно с Социальным центром «Счастливый малыш» апробированы и получены положительные результаты по новой форме работы с семьей - организация совместной деятельности родителей и детей.

Проведены занятия по восстановлению детско-родительских отношений с использованием средств диадической детско-родительской арт-терапии. Совместные занятия воспитанников приюта с родителями способствуют восстановлению нарушенной связи. Такая форма позволяет повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка. Проводимые с этой целью мероприятия направлены на формирование детско-родительских отношений, совершенствование навыков общения и личностный рост.

В результате проведенных занятий родители получили возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражается поведение родителей на формировании личности ребенка и семейных отношений; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей. Несовершеннолетним занятия позволили разрешить проблемы семейного взаимодействия, почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с родителями.

С марта 2016 года организована работа консультационной телефонной линии в помощь родителям в разрешении конфликтов, возникающих в сфере детско-родительских отношений.

Специалисты СПЦ оказывают консультативно психологическую помощь детям и родителям с целью укрепления семьи, профилактики семейного неблагополучия, стрессовых и эмоциональных настроений детей и подростков, защиты прав детей.

С ноября 2017 по май 2018 года проводились групповые занятия для девочек 14-16 лет, состоящих на различных видах учета (СОП, ИДН и др.) по программе «Школа Мэри Поппинс». На занятиях девочки-подростки осваивали навыки эффективного общения, умения адекватно решать конфликтные ситуации в школе и дома, слышать и слушать партнеров по общению, изучали правила этикета.

Наша группа состояла из девочек, с которыми было проведено 12 занятий по специальным темам. На каждом занятии девочки могли открыто высказать свое мнение. Занятия были направлены на улучшение самооценки, на принятие себя, умение решать конфликтные ситуации, на умение выстраивать отношения в коллективе, на умение делать самопрезентацию, на усиление своих личностных качеств.

В 2017/2018 учебном году продолжили работу гостиные для приёмных родителей и родителей воспитателей. Цель работы: оказание психолого-педагогической и практической помощи и поддержки приёмным родителям, родителям воспитателям, предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. В рамках работы гостиной были проведены следующие мероприятия:

1. МО приемных родителей и родителей-воспитателей:

19.09.2017 г. – «Организация деятельности приемных родителей. План развития приемной семьи»;

21.11.2017 г. – «Взаимодействие приемных родителей с биологическими родственниками несовершеннолетних воспитанников»

25.01.2018 г. – «Формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни».

2. Психологические гостиные:

31.10.2017 г. – «Особенности возрастного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

12.12.2017 г. – «Взаимодействие семьи с образовательными учреждениями (ДОУ, школы)»;

20.02.2018 г. – «Социальные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

20.03.2018 г. - «Профилактика суицидального поведения».

15.05.2018 г. - «Организация досуговой деятельности несовершеннолетних».

Посещаемость коррекционно-развивающих занятий была достаточная. Занятия проходили в дружественной и непринужденной атмосфере, участники охотно интересовались данными темами и задавали волнующие их вопросы. Приёмные родители и родители-воспитатели в ходе посещения гостиных смогли получить психологическую поддержку, расширить сферу взаимодействия с окружающим миром через создание социальной сети поддержки. Получили психологические знания, которые помогут им в воспитании детей;

В 2017/2018 учебном году проведены 5 групповых занятий для родителей-воспитателей и приёмных родителей, по гармонизации детско родительских отношений:

31.01.2018 – «Искусство взаимоотношений»;

28.02.2018 – «Конфликты. Способы решения конфликтных ситуаций»;

28.03.2018 – «Как научиться эффективно, общаться»;

25.04.2018 – «Мы вместе!»;

23.05.2018 – «Вперёд или назад, в прошлое!».

Результатами проведённых занятий является снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, осознание нужности, налаживание внутрисемейного взаимоотношения.

На базе ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» прошли групповые занятия с кандидатами в усыновители (октябрь-ноябрь 2017 года и апрель-май 2018 года).

Целью данной программы является систематизация материалов, используемых Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь для подготовки кандидатов в усыновители. Тематическое планирование и планы отдельных занятий  в связи с этим являются примерными. Важно, чтобы в процессе подготовки были рассмотрены все предлагаемые вопросы, а в каком порядке и с какой степенью погружения в тему - это зависит и от возможностей ведущего, и от потребностей конкретной группы.

Групповая подготовка включает 10 занятий, которые проходят каждый четверг с 18.00 до 20.00 по программе, утвержденной Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь. Всего в групповых занятиях в октябре-ноябре 2017 года приняли участие 15 кандидатов; в апреле – мае 2018года – 12 кандидатов.

В результате проведенной работы диагностирована и сформирована достаточная психологическая готовность кандидатов к усыновлению. По вопросу оформления усыновления выданы 11 психолого-педагогических заключений, по вопросу опеки – 2, по вопросу оформления приемной семьи – 3.

Приказом Комитета по образованию № 118-ОС от 04.04.2016 г. «О совершенствовании работы по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в детские дома семейного типа и детский городок Ленинского района г.Минска» было предложено провести мониторинг положения детей в приемных семьях, детских домах семейного типа и оценить труд приемных родителей и родителей-воспитателей по результатам ежеквартального мониторинга.

Мониторинг, в октябре-ноябре 2017 года, положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был проведен в 12 приёмных семьях (что составило 30,77% от общего числа приёмных семей) и 10 детских домов семейного типа (что составило 100% от общего числа детских домов семейного типа).

Исходя из результатов, средние показатели по данному срезу составили:

  • «Удовлетворение потребностей» - 2.83
  • «Здоровье» - 2.81
  • «Обучение» - 2.76
  • «Воспитание» - 2.66
  • «Идентичность» - 2.59
  • Общий уровень положения составил – 2.73.

В целом положение детей в замещающих семьях является удовлетворительным. Однако выявленные моменты, требующие коррекции.

Анализ результатов показал, что 49% опрошенных несовершеннолетних никогда не занимаются утренней зарядкой и закаливанием, 48% - занимаются этим иногда. Из общего числа опрошенных детей 47% посещают спортивную секцию регулярно, 9% - иногда, 44% - никогда.

Уровень показателя по стандарту снижен за счет того, что многие воспитанники стоят на учете у узких медицинских специалистов с заболеваниями, лечение которых требует длительного времени:

  • наблюдаются у офтальмолога 17 детей (19% из общего числа опрошенных детей).
  • наблюдаются у ортопеда 11 детей (13% из общего числа опрошенных детей).
  • на учете в психоневрологическом диспенсере состоят 8 детей (9 % из общего числа опрошенных детей).

Помимо прочего, родителям-воспитателям Казак Е.А. и Шентаку Е.А., приемным родителям Гурецкой Е.А., Василевской С.О., Васильеву А.В. было рекомендовано проводить работу по выявлению интересов своих подопечных и созданию условий для их реализации.

Мониторинг, в апреле-мае 2018 года, положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был проведен в 10 приёмных семьях (что составило 26% от общего числа приёмных семей) и 8 детских домов семейного типа (что составило 90% от общего числа детских домов семейного типа).

Исходя из результатов, средние показатели по данному срезу составили:

  • «Удовлетворение потребностей» — 2.8;
  • «Обучение» — 2.7;
  • «Воспитание» — 2.7;
  • «Здоровье» — 2.6;
  • «Идентичность» — 2.5.

Общий уровень положения несовершеннолетних в замещающих семьях достаточно высокий — 2.65.

В целом положение детей в замещающих семьях является удовлетворительным. Однако выявленные моменты, требующие коррекции.

Наиболее часто встречающейся причиной снижения стандарта «Идентичность», является то, что замещающие родители не ведут с детьми книгу их жизни (у 78% опрошенных книга жизни отсутствует). Контроль над выполнением домашних заданий осуществляется замещающими родителями регулярно только у 50% несовершеннолетних, у 44.5% из общего числа опрошенных детей домашние задания контролируются эпизодически.

Лишь 39% опрошенных посещают занятия спортивной направленности. 27.5% посещают секции не регулярно и 33.5% вообще не посещаю не какие секции.

Что касается проведения закаливающих процедур и зарядки, 39% несовершеннолетних не практикуют такой вид деятельности, 39% периодически пробуют ввести в свою, жизнь данное занятие и только 22% проводят зарядку и закаливающие процедуры регулярно.

Для координации деятельности и оказания качественной методической помощи социально-педагогическим и психологическим службам Фрунзенского района г. Минска, в первую очередь, перед специалистами ГУО «СПЦ с приютом Фрунзенского района г. Минска» стоит следующая задача: объединить усилия педагогов социальных и педагогов-психологов в решении проблемы социального сиротства, обучить формам и методам работы с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, и их родителями.

В рамках работы Ресурсного центра специалистами СПЦ проводятся информационные семинары, семинары - практикумы, круглые столы, методические объединения специалистов СППС и замещающих родителей, инструктивно-методические совещания по вопросам работы с различными категориями семей.

Были проведены следующие мероприятия:

12.09.2017 г. – семинар для заместителей директоров по основной деятельности детских дошкольных учреждений «Координация деятельности СППС учреждения образования по работе с социальным неблагополучием в семьях: раннее выявление, социально опасное положение в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;

15.09.2017 г. – семинар для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений района «Организация деятельности СППС учреждения образования по работе с социальным неблагополучием в семьях: раннее выявление, социально опасное положение в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;

22.09.2017 г. - семинар для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений района «Организация деятельности СППС учреждения образования по работе с социальным неблагополучием в семьях: раннее выявление, социально опасное положение в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;

28.09.2018 г. – семинар для заместителей директоров по воспитательной работе школ и гимназий района «Организация деятельности СППС учреждения образования по работе с социальным неблагополучием в семьях: раннее выявление, социально опасное положение в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;

02.10.2017 г. – семинар для педагогов социальных школ и гимназий района «Организация деятельности СППС учреждения образования по работе с социальным неблагополучием в семьях: раннее выявление, социально опасное положение в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;

06.10.2017 г. – семинар для педагогов-психологов школ и гимназий района «Организация деятельности СППС учреждения образования по работе с социальным неблагополучием в семьях: раннее выявление, социально опасное положение в соответствии с законодательством Республики Беларусь»;

20.10.2017 г. – семинар для педагогов-психологов школ и гимназий района «Шаги суицидальной превенции»;

27.10.2017 г. – семинар-тренинг для педагогов-психологов школ и гимназий района «Ассертивное поведение подростков»;

17.11.2017 г. – семинар-практикум для педагогов-психологов школ и гимназий района «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»;

27.11.2017 г. – семинар-практикум для педагогов социальных школ и гимназий района «Работа заинтересованных служб с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите в рамках межведомственного взаимодействия»;

28.11.2017 г. круглый стол для заместителей директоров по воспитательной работе школ и гимназий района «Работа заинтересованных служб с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите в рамках межведомственного взаимодействия»;

23.02.2018 г. – семинар-практикум для педагогов-психологов школ и гимназий района «»Позитивная и краткосрочная терапия при работе с неблагополучной семьей»;

26.02.2018 г. – инструктивно-методическое совещание по результатам мониторинга работы СППС учреждений образования в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и организации межведомственного взаимодействия для педагогов социальных учреждений общего среднего образования Фрунзенского района г.Минска»;

09.04.2018 г. – семинар-практикум для педагогов-социальных школ и гимназий района «Социальное сопровождение семей, переживающих горе».

28.04.2018 г. – семинар-практикум с элементами тренинга по формированию ассертивного поведения у женщин «Wеn-do».

02, 03, 04.05.2018 г. – семинар практику для педагогов-психологов учреждений образования по программе «Успешное родительство».

В этом учебном году были проведены супревизионные занятия для педагогов-психологов школ и гимназий района по следующим темам:

14.10.2017 г. – «Профилактика недопустимости суицидальных действий»;

10.11.2017 г. – «Профилактическая работа по недопустимости девиантного поведения. Причины девиантного поведения»;

09.12.2017 г. – «Особенности предподросткового возраста»;

19.01.2017 г. – «Развитие саморегуляции подростков через групповые формы работы»

20.04.2018 г. – «Психологическая работа с зависимостями у подростков: консультирование, психотерапия, реабилитация».

В 2017/2018 учебном году апробирован обучающий цикл занятий для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений, повышающий профессиональную компетенцию специалистов в области работы с группами в методе психодрама.

Цель курса - формирование практических навыков применения психодраматических техник в групповой и индивидуальной работе.

Программа ориентирована как на участников, начинающих профессиональный путь в области практической психологии, так и на специалистов, имеющих опыт практической работы. Сроки обучения: октябрь2017 - апрель 2018 года.

Участники программы получили представление о теории психодрамы, познакомились с основными техниками психодрамы, а также узнали о возможностях ее применения в различных областях психологической практики.

На обучении участники познакомились с психодрамой через погружение в метод, получение клиентского опыта, исследование собственных проблем через повторное переживание эмоционально значимых моментов жизни, получение энергии для разрешения сложностей в реальной жизни.

В 2017 – 2018 учебном году специалисты СПЦ закончили участие в реализации пилотного проекта «Подростки в конфликте с законом: помощь и развитие» и начали реализацию проекта «ПОДРОСТОК в центре» БОО «Мир без границ», в котором принимает участие наше учреждение в роли реципиента информации и участника массовых мероприятий.

Целью деятельности проекта является оказание социальной помощи детям, вступившим в конфликт с законом, в том числе воспитанникам и выпускникам учреждений закрытого типа, а также содействие внедрению новых методов профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, их реабилитации и ресоциализации; расширение взаимодействия государственных и негосударственных субъектов профилактики.

Основные мероприятия, реализуемые СПЦ:

  • изучение и анализ жилищно-бытовых условий проживания;
  • консультирование несовершеннолетних и законных представителей (актуальные темы: «Алкоголь и проблема психического и нравственного здоровья»; «Методы семейного воспитания»; «Здоровый образ жизни» и др.);
  • психологическое просвещение и коррекция, направленные на преодоление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетних: личностная незрелость, инфантилизм, беспечность, поверхностность восприятия жизненных явлений и их оценки, низкий уровень развития рефлексии, акцентуации характера, неустойчивая учебная мотивация и др.;
  • вовлечение несовершеннолетних в воспитательные мероприятия;
  • групповые занятия;
  • переписка с заинтересованными (запросы характеристик, копий лицевых счетов и др.).

В соответствии с положением о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребеление алкогольных, слапбоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2017 г. № 487 составлено 26 первичных индивидуальных реабилитационных программ и в отношении 2 несовершеннолетних завершающие индивидуальные реабилитационные программы. Работа с несовершеннолетними проводится согласно утвержденным программам.

С подростками, употребляющими психоактивные вещества проводится работа в соответствии с Положением о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.06.2017г. № 487).

 

 

Руководитель ресурсного центра                                А.В. Маруденко

 

Директор СПЦ                                                            М.С. Станкевич