New


Обоснование

создания ресурсного центра помощи семье «Семейный круг»

в ГУО «Социально-педагогический центр с приютом

Фрунзенского района г. Минска»

 

Характеристика основных видов ресурсов

 

  1.  Материально–техническая база ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г.Минска».

ГУО «СПЦ с приютом Фрунзенского района г. Минска» занимает часть здания площадью 978, 26м2, в котором оборудованы кабинеты для специалистов, комнаты игровой терапии и консультативной работы, методический кабинет, актовый зал. Созданы необходимые условия для проведения групповых и индивидуальных занятий. Все помещения и оборудование соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности. Центр находится по адресу:г. Минск, ул. Бирюзова, 21.

 

2. Информационные:

– ресурсы информационного пространства включают: выход в ИНТЕРНЕТ; сайт Web–сайт Государственного учреждения образования «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г.Минска»  http://frunspc.minsk.edu.by); электронную почту (е–mail:       frunspc@minsk.edu.by);

-                методический кабинет, который размещает учебно–методические разработки и информационные материалы по вопросам организации методической работы с педагогами, педагогами-психологами и родителями детей разного возраста.

-                компьютерная техника (мультимедийный проектор, 1 ноутбук, 3 лазерных принтера/сканера/копира, 4 лазерных принтера).

 

3. Кадровые:

Педагогическими кадрами ГУО «СПЦ с приютом Фрунзенского района г. Минска» полностью укомплектовано и составляет 16 человек. Из них: 1 директор, 1 заместитель директора, 5 педагогов социальных и  4 педагога-психолога и 5 воспитателей.

 Сотрудничество с учреждениями:

-           Учреждения образования «Минский городской институт развития образования;

-           ГУО «Академия последипломного образования»; 

-           Управление образования спорта  туризма администрации Фрунзенского района г.Минска

-           ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района г.Минска»;

-           ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г.Минска «Эврика»;

-           Социальный центр  «Счастливый малыш»;

-           МОБО «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля»;

-           Благотворительное общественное объединение «Мир без границ»;

-           Центр дружественного отношения к подросткам «Доверие»;

-           Международное общественное объединение «Понимание»;

-           Центр трезвой жизни "Наш Ковчег";

-           Представительство международного детского фонда в Республике Беларусь;

-           РУВД, ИДН, КДН;

-           УЗ «Городской клинический неврологический диспансер».

 

Обоснование создания ресурсного центра помощи семье по воспитательной работе (семейное и гендерное воспитание) в ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г.Минска»

 

«Поддержка семей с детьми, укрепление института семьи являются общенациональными задачами в текущем пятилетии. Политика государства будет направлена на развитие системы охраны здоровья матери и ребёнка, совершенствование форм и социальной защиты семей с детьми.

Продолжится использование созданных механизмов поддержки семей – формирование семейного капитала, оказание материальной помощи многодетным семьям к учебному году, предоставление широкого спектра социальных услуг семьям с детьми.

Одним из главных компонентов государственной семейной политики является укрепление семейных ценностей путем развития информационной среды в целях формирования в обществе позитивного образа семьи с детьми, реализации мероприятий, направленных на повышение престижа семьи и обеспечение семейного благополучия».[1]

«Следует проводить постоянную профилактическую работу не только с обучающимися, но и с их родителями. Необходимо широко внедрять такую форму работу как школа для родителей. В ходе занятий  с родителями следует выявлять существующий уровень знаний и представлений о проблемах несовершеннолетних; знакомить родителей с основными нормативами и правовыми документами Республики Беларусь, давать актуальную информации о воспитании  детей; знакомить с эффективными моделями семейных взаимоотношений и др.» [2]

Главными задачами работы ГУО «Социально-педагогически центр с приютом Фрунзенского района г.Минска» является:

- обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической и иной помощи;

- организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи несовершеннолетних, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации;

- обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетних;

- социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;

- профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- осуществление психолого-педагогической и социально-педагогического сопровождения семей, принявших детей, оставшихся без попечения родителей;

- организация социального патроната несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, после их возвращения в семьи.

Сегодня возникла необходимость создания  комплексной программы социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка и открытии районного ресурсного центра. В рамках работы ресурсного центра будут реализовываться программы по реабилитации семей состоящих на различных видах учета. Так же будут реализовываться отдельные подпрограммы для  замещающих семей. Стоит следующая задача: объединить усилия специалистов СППС всех учреждений образования района, представителей общественных объединений, различных ведомств, заинтересованных в решении проблемы социального сиротства, повышении воспитательного потенциала семьи.

Программы направлены:

-                на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье;

-                на улучшение детско - родительских отношений;

-                на повышение уровня психолого педагогических знаний биологических и замещающих родителей;

-                на стимулирование положительных изменений в семье;

-                на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;

-                на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

С сентября 2015 года на сайте учреждения начал работать методический портал в помощь специалистам СППС учреждения образования района, на котором находятся нормативные документы, методические рекомендации, технологии по работе с семьями СОП и НГЗ.

С февраля 2016 года не только проходят методические объединения, но и началась работа центра помощи семье «Семейный круг». В рамках работы центра организована постоянная группа для родителей детей-подростков по программе «Моя семья». Цель занятий - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи. После прохождения курса занятий каждый родитель будет уметь: устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье;  оказывать психологическую поддержку партнеру по общению, находить эффективные решения конфликтных ситуаций; выбирать продуктивную стратегию общения.

С марта 2016 года организована работа консультационной телефонной линии в помощь родителям в разрешении конфликтов, возникающих в сфере детско-родительских отношений.

С ноября 2017 года  начались групповые занятия для девочек 14-16 лет, состоящих в СОП и на учете ИДН по программе «Школа красоты Мэри Поппинс». После прохождения занятий девочки смогут научиться эффективному общению, уметь понимать свои чувства, адекватно решать конфликтные ситуации в школе и дома, быть замечательными хозяйками, всегда хорошо выглядеть, знать правила этикета.

С сентября 2015 года действует новая форма работы с замещающей семьей – гостиная для приёмных родителей и родителей воспитателей. Цель работы: оказание психолого-педагогической и практической помощи и поддержки приёмным родителям, родителям воспитателям, предоставление возможности общения и обмена опыта в решении проблем.    В рамках работы гостиной были проведены следующие мероприятия: психологическая игра «Я - мама», семинары-практикумы «Учет возрастных особенностей при воспитании детей»,  «Конфликты в семье и способы их разрешения», «Истинные леди и джентльмены воспитываются с колыбели» и др.

Уже второй год подряд специалистами СПЦ в период с  15 сентября по 15 октября  проводится месяц методических знаний для специалистов СППС всех учреждений образования района. В рамках которого проходят информационные семинары, семинары - практикумы, «круглые столы» по вопросам работы с различными категориями семей и профилактической работы с несовершеннолетними.

С декабря 2015 г. активизировалась работа по реализации пилотного проекта: «Подростки в конфликте с законом: помощь и развитие» БОО «Мир без границ». Цель – повышение эффективности социальной реабилитации и ресоциализации молодых людей, вступивших в конфликт с законом.

Педагогом–психологом приюта в рамках постояннодействующей программы «Семейный круг» апробирована и дала успешные результаты новая форма работы: совместные занятия воспитанников приюта с родителями. Такая форма позволяет повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

Так же был разработан цикл индивидуальных занятий для детей приюта «Вторая семья», с целью формирования эмоционально благоприятных взаимоотношений в замещающей семье, успешной адаптации и социализации ребенка.

Таким образом, специалистами ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г.Минска» накоплен опыт и выстроена определенная система в работе с различными категориями семей,  созданы условия для создания ресурсного центра помощи семье «Семейный круг» ((направление «Семейное и гендерное воспитание»).

 

[1] Проект основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2019 годы, которая принята на пятом Всеобщем народном собрании, Минск, 2016.

[2] Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году.