Разделы сайта

Главная

Алгоритм признания ребенка находящимся в СОП и снятия с учета

1. Рассмотрение первичной информации.

При получении информации о социально опасном положении учащегося (студента, воспитанника, ребенка) по поручению руководителя учреждения образования педагогическими работниками учреждения образования (педагогом социальным, педагогом-психологом и др.) с привлечением инспектора ИДН проводится изучение положения несовершеннолетнего.

Первичная информация о неблагополучии ребенка в семье далеко не всегда полна и точна, так как заявители иногда недостаточно близко знакомы с ребенком и его семьей, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, неверно оценивают положение ребенка или в силу разных причин пытаются оговорить родителей. Специалисты, руководители органов управления образования должны знать критерии и показатели социально опасного положения ребенка, наличие которых свидетельствует о неблагополучии ребенка, а также уметь установить доверительные отношения, чтобы получить как можно больше важной информации в ходе первого контакта, который, например, ограничивается кратким телефонным разговором.

Первичное собеседование с заявителем должно состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместности и точности сведений, на основании которых будут приниматься дальнейшие решения.

Свидетельством того, что ребенок нуждается в защите и необходимо незамедлительное вмешательство органов охраны детства, является утвердительный ответ хотя бы на один из следующих вопросов:

Ребенок получил серьезные травмы?

Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?

Ребенок находится в обстановке, угрожающей его здоровью, жизни?

Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания?

Имеются ли сведения об имевшихся ранее фактах неблагополучия детей в семье?

Родители должны быть извещены о том, что по вопросу воспитания и содержания ребенка имеется (получена) информация, требующая изучения.

Учет поступления и проверки информации осуществляется в Журнале учета сообщений о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении ("Сигнальный журнал"):

№, дата получения

№ исходящего, дата откуда/от кого поступил сигнал

ФИО н/л

Дата рождения

Адрес

Факты семейного неблагополучия

Исполнитель, сроки исполнения

Результаты

Журнал отражает все поступающие входящие и исходящие документы. Записи в журнале должны быть четко сформулированы, отражать, от кого поступила информация, кому была поручена для исполнения, когда исполнена, результаты работы по оценке положения ребенка в семье. Через сигнальный журнал проверяется деятельность учреждения образования по выявлению семейного неблагополучия (источник поступления, сроки реагирования).

Через сигнальный журнал проверяется информация о деятельности учреждения образования по выявлению семейного неблагополучия (источник поступления и сроки реагирования).
Ответ по запросу дается в течение 10 дней, если не указан другой срок и если не делаются дополнительные запросы в другие органы и организации.
!!! Ответы на информации о семейном неблагополучии, поступающие из УВД, УЗ, судов и др. ведомств предоставлять в течение 7 дней (ГКС от 23.01.2013г.)

Если в учреждение образования поступил запрос СПЦ с приютом по информации суда, РУВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочного цента, МЧС и др. с сообщением о семейном неблагополучии от соседей либо анонимном звоноке, то информация фиксируется в сигнальном журнале учреждения образования. Далее проводится социальное расследование.

2. Социальное расследование.

Термин "социальное расследование" понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем.

Основными задачами социального расследования является:

а. сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка и, если имел место, то выявить причины и виновных;

б. обеспечение мер по защите ребенка;

в. оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;

г. определение программы по реабилитации ребенка и семьи.

Деятельность, проводимая в рамках социального расследования включает:

а. собеседования с ребенком, родитями, братьями, сестрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;

б. получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей;

в. комиссионные посещения на дому;

г. включение семьи и заинтересованных служб в постоянную работу по разрешению проблем;

д. подготовка и реализация плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка.

Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:

а. гарантирует участие родителей в совместной работе - их ожидания были услышаны, поняты и приняты во внимание;

б. делает участие членов семьи в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным - они тоже его составляли;

в. стимулирует членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновению риска для ребенка;

г. обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;

д. способствует созданию доверительной атмосферы;

е. помогает преодолеть сопротивление родителей.

При первом контакте с семьей специалист должен оценить, насколько ситуация опасна для ребёнка, для чего можно использовать Форму оценки безопасности ребенка. Результаты этой оценки будут влиять на принятие решения о том, какие принимать меры по обеспечению безопасности ребенка. Степень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до высокого.

Очень высокий и Высокий риск (ребенок, нуждающийся в государственной защите) предполагает, что если органы защиты детства не вмешаются в ситуацию, и ребенок будет оставлен в семье, то существует высокая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения необратимых физических повреждений и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.

Умеренный риск (дети в социально опасном положении) предполагает, что, несмотря на присутствие факторов риска, отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку угрожает непосредственный риск серьезных физических травм или смерти; в семье применяются конструктивные схемы поведения и имеются другие факторы безопасности, которые позволяют контролировать уровень риска. В случае, если ребенок останется в семье, то требуется вмешательство органов защиты детства.

Низкий риск предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает, что вмешательство органов защиты детства с целью его защиты не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей.

По завершении оценки безопасности и на основании результатов оценки рисков учреждение образования может принять один из четырех вариантов решений:

- поставить несовершеннолетнего и его семью на внутренний контроль в учреждении образования с целью организации социально-психолого-педагогической помощи;

- поставить несовершеннолетнего на учёт в учреждении образования как находящегося в социально опасном положении;

- ходатайствовать о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (в случае, если на момент проверки информации несовершеннолетний находится в социально опасном положении);

- закрыть дело и признать жалобу на жестокое обращение и (или) неудовлетворение основных жизненных потребностей неподтвержденной (при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска).

Примечание: в информации о результатах проверки факта неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка и жестокого обращения с несовершеннолетним, направляемой в СПЦ с приютом, указывается мотивированное решение по работе с несовершеннолетним и его семьёй.

Примечание: В случае переезда семьи сведения о данной семье в течение трёх дней после поступления информации о переезде учреждением образования направляются в отдел образования по новому месту жительства несовершеннолетнего и в учреждение образования по новому месту учебы.

При очень высокой степени риска в целях защиты ребёнка (не находящегося в социально опасном положении) или обеспечения его безопасности может возникнуть необходимость срочного изъятия/отобрания его из семьи. Законодательство Республики Беларусь (ст. 85 ч.2 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь) предусматривает право органам опеки и попечительства в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится.

В случае непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка в выходные, праздничные дни, в нерабочее время возможно проведение срочного изъятия ребёнка из семьи по Акту РУВД о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, с последующим принятием соответствующего решения органом опеки и попечительства.

Если возникла угроза жизни и здоровью ребёнка, находящегося в социально опасном положении, возможно проведение срочного изъятия ребёнка из семьи по Акту РУВД о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, с последующим (в течение трёх рабочих дней) направлением учреждением образования ходатайства в КДН по месту жительства ребёнка о необходимости признания его нуждающимся в государственной защите

3. Признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, если выявлены критерии.

Основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении являются акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (см. Приложение 2 Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите), другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.

Образец приглашения на заседание совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ПРИГЛАШЕНИЕ

 

         Исх.№                                             Уважаемые _________________________

                                                                                 __________________________                                                                                                   __________________________

        

Приглашаем Вас на заседание совета учреждения образования «____________________________________________________________________»

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам воспитания Вашего несовершеннолетнего ребёнка _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ждём Вас по адресу: (точный адрес с указанием времени и № кабинета)

 

Наш контактный телефон

Директор                                                                                                     И.О. Фамилия

 

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (см. методические рекомендации).

Учет несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении на уровне района ведет ГУО "Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска".

Для внесения ребенка (детей) в районный банк данных несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, или исключения из него необходимо в трехдневны срок с даты проведения совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предоставить в ГУО "Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска" следующие документы:

  1. информация о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении (на фирменном бланке своего учреждения, на имя директора СПЦ Станкевич М.С.);
  2. форма учета;
  3. учетные данные (не сведения о семье, а именно учетные данные согласно методическим рекомендациям о порядке ведения районного учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении № 12-02-12/с-45 от 17 марта 2010г.);
  4. акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (согласно Инструкции № 47);
  5. выписка из протокола заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 1. Информация

                                                         

                                                                              

                                                                       Директору ГУО «Социально-педагогический

                                                                      центр с приютом

                                                                      Фрунзенского района г. Минска»

                                                                      Станкевич М.С.

 

  • Информация о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

 

  • Информация о снятии несовершеннолетнего с учета как находящегося в социально опасном положении

 

     Администрация ГУО «Средняя школа № 76 г. Минска» информирует, что решением совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протокол № 10 от 24.09.2016г.) несовершеннолетний Иванов Василий Васильевич, 12.06.2007г.р., проживающий по адресу: г. Минск, ул. Якубовского, 57-193 (зарегистрирован по адресу: г. Минск, пер. Корженевского, 14/2-98), был признан находящимся в социально опасном положении (был снят с учета как находящийся в социально опасном положении).

     Причина постановки на учет:

  1. несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка (факты оставления ребенка без пищи и присмотра);
  2. несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители отрицательно влияют на его поведение (аморальный образ жизни родителей: злоупотребление алкогольными напитками).

     Причина снятия:

  1. нормализация ситуации в семье;
  2. несовершеннолетний признан НГЗ (Постановление КДН № 17 от 25.10.2016);
  3. иное (переход в др. учреждение образования; смена места жительства и т.п.).

 

Директор СШ № 76                                                                     Е.П. Белоновская

 

 

Петровская 207 26 49

2. Форма учета.

Форма учета

несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

  1. ФИО несовершеннолетнего: Иванов Василий Васильевич;
  2. Дата рождения: 12.06.2007г.р.;
  3. Адрес проживания: г. Минск, ул. Якубовского, 57-193;
  4. Адрес регистрации: г. Минск, пер. Корженевского, 14/2-98;
  5. Жизнеустройство: ГУО «Средняя школа № 76 г. Минска», 4 «Б» класс;

 

  1. Причины социально опасного положения:
  • несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка (факты оставления ребенка без пищи и присмотра);
  • несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители отрицательно влияют на его поведение (аморальный образ жизни родителей: злоупотребление алкогольными напитками);

 

  1. Дата постановки на учет: решение совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протокол № 10) от 24.09.2016г.;

 

  1. Дата снятия с учета: решение Совета профилактики (протокол № 10) от 19.11.2016г.

 

Директор СШ № 76                                                             Е.П. Белоновская

 

3. Учетные данные о несовершеннолетнем.

Учетные данные о несовершеннолетнем, признанным находящимся в социально опасном положении

 

ФИО н/л

Дата рождения

Учреждение образования (группа, класс), воспитывается дома и др.

ФИО братьев, сестер (дата рождения, учреждение образования (группа, класс), воспитывается дома и др.

ФИО родителей

Место работы, вид занятости

Домашний адрес

Дата постановки на учет, решение

Причины и условия СОП

Отметка о признании НГЗ (дата, решение)

Дата снятия с учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В учреждении образования должны быть актуальные списки несоверешеннолетних, состоящих на учете ИДН, семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

Отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае:

  • устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении (в СПЦ предоставляются: ходатайство, форма учета с датой снятия с учета, выписка из решения СП);
  • смены места жительства/учебы (в СПЦ предоставляются: ходатайство, форма учета с датой снятия с учета, выписка из СП, документ, подтверждающий получение учреждением образования по новому месту жительсва/учебы, сведений о неблагополучии в семье);
  • установления опеки над несовершеннолетним (в СПЦ предоставляются: ходатайство, форма учета с датой снятия с учета, выписка из СП, копия решения исполкома об установлении опеки);
  • достижения совершеннолетия (предоставляются ходатайсво, форма учета с датой снятия с учета, выписка из решения СП).

Для исключения ребенка (детей) из районного банка данных несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, необходимо в трехдневны срок с даты проведения совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предоставить в ГУО "Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска" следующие документы:

  1. информация о снятии несовершеннолетнего с учета как находящегося в социально опасном положении (на имя директора СПЦ Станкевич М.С.);
  2. выписка из решения Совета профилактики:
  • нормализация ситуации в семье (подробная выписка с изложением динамики в семье, достигнутых результатов и т.п.)
  • НГЗ (прилагается постановление КДН);
  1. справка-подтверждение (если несовершеннолетний переходит в другое учреждение образования).

Документы предоставляете в оригинальном варианте с печатью и подписью директора в течение трех рабочих дней со дня признания/снятия несовершеннолетнего с учета как находящегося в СОП.

Примерные формулировки решений совета профилактики:

Постановка:

  1. признать Иванова Василия Васильевича находящимся в социально опасном положении;
  2. разработать и утвердить индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Срок: … (не позднее недели от даты СП);
  3. информировать ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» о включении несовершеннолетнего в районный банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Срок: … (не более 3 рабочих дней от даты СП).

Снятие:

  1. снять несовершеннолетнего Иванова Василия Васильевича с учета как находящегося в социально опасном положении;
  2. информировать ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска» об исключении несовершеннолетнего из районного банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Срок: … (не более 3 рабочих дней от даты СП).

(3. осуществлять патронат семьи Иванова В.В. Срок: … (в течение трех месяцев).