Разделы сайта

Главная

Требования по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

На  основании результатов оценки показателей неблагополучия заполняется Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего  (далее Акт, см. Инструкцию). Акт является документом, завершающим  обследование, на основании зафиксированной в нем  информации составляется индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

! Основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении являются акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции, другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.

  1. Заполняется один акт на всех несовершеннолетних детей;
  2. Акт требует точных ответов на поставленные вопросы;
  3. Недопустимо оставлять незаполенными какие-либо пункты;
  4. Акт утверждается руководителем учреждения образования. 
  • Первый раздел Акта содержит  персональные и статистические сведения: дата обследования; фамилия, имя отчество несовершеннолетнего (одного), его возраст (количество полных лет, дата и год рождения).  Целесообразно проверить указанные даты на соответствие ксерокопии свидетельства о рождении, которое хранится в  учреждении образования, либо попросить  представителей семьи показать документ.  Таким образом будет выявлена ситуация с наличием или отсутствием документов, соответственно, возможна необходимость оказания  содействия в их получении (восстановлении.  Далее, при записи адреса  можно выяснить: постоянное ли этом место жительства, либо  место жительства и регистрация не совпадают по каким-то обстоятельствам, которые также должны быть прояснены в процессе взаимодействия с семьей. Необходимо записать номера стационарного и мобильного телефонов родителей для  обеспечения экстренной связи.
  • При записи  сведений о родителях  необходимо обратить внимание на фактические данные: несовершеннолетний имеет одного (обоих) из  родителей, состоят ли в браке, место  жительства и регистрации родителей (проживают ли совместно с ребенком),  возраст, занимаемая должность  или занятие, место работы и стаж. В том случае, когда родитель не работает, указывается какой именно промежуток времени. Термин «безработный», используется в случае, если родитель состоит на учёте в центре занятости населения. Необходимо указать какое пособие он получает в рублях, во всех остальных случаях пишется – «не работает» и конкретно указывается какой промежуток времени (если работает неофициально – так и писать и указывать место работы и пр.). Необходимо указать семейный статус родителя: в браке  состоит; не состоит в браке, вдова (вдовец), разведен(а); мать-одиночка. В случае если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указываются все сведения о сожителях. Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребёнок рождён от незарегистрированного брака). В ходе посещения необходимо попросить мать ребёнка предоставить комиссии подтверждающий документ (справка ф-2). Если отцовство установлено, записываются все сведения об отце. В данном случае также должны быть представлены подтверждающие документы (свидетельство о рождении ребёнка, решение суда об установлении отцовства).
  • Материальное положение семьи описывается отдельным пунктом: заработная плата (указывается в рублях за предшествующий месяц на основании справки с места работы).  Иные доходы, в том числе в натуральном виде и накопления  подразумевают собой доходы от ведения  хозяйства, счета в банках (имеются или нет).
  • В пункте 8в конкретно расписывается свободное время несовершеннолетних после школы и степень контроля занятости со стороны родителей. Например: "совместные дела с родителями", "проводит свободное время в компании асоциальных личностей", "ходит на рыбалку с одноклассниками".
  • В пункте 8д «кто осуществляет уход за несовершеннолетним»  предполагает краткое описание ситуации:  «в настоящее время воспитанием ребенка занимается отец (мать с …года проживает в другом городе)»; «в настоящее время воспитанием ребенка занимается бабушка (родители в МЛС)». 
  • В пункте 14 "В какой помощи нуждается несовершеннолетний, семья" прописывается конкретная помощь и ответственные за ее оказание, например, "ремонт сантехоборудования".
  • В пункте 15 "Выводы и мотивировочное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему" прописываются причины, создающие социально опасное положение несовершеннолетних, указываюся меры по их устранению.
  • Выводы и мотивировочное заключение должны содержать развернутую информацию, конкретизирующую сведения на момент обследования условий жизни несовершеннолетнего в семье. Информация в актах должна содержать динамику изменения положения дел в семье, эффективность и целесообразность продолжения работы.
  • Варианты выводов: "ввиду того, что родители ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием несовершеннолетних, в доме беспорядок и минимальный набор продуктов питания, рассмотреть на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопрос целесообразниости признания несовершеннолетних находящимися в СОП". "Ввиду того, что родители сделали в доме косметический ремонт, навели порядок в комнатах, имеется достаточный запас продуктов питания, рассмотреть вопрос на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопрос о снятии с учета..." и т.п.

ПАМЯТКА

по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

 

Оценка санитарно-гигиенического состояния жилого помещения

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и т.и.)

Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи)

Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и т.д.)

Антисанитарные условия в кухне (грязная, битая посуда, пищевые отходы, пустые бутылки от спиртных напитков, окурки сигарет и т.д.)

Неухоженные домашние животные

Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие спального места у ребенка)

Отсутствие продуктов питания, необходимых для правильного развития ребенка

Оценка условий воспитания и семейного климата

Отсутствие игрушек, книг, игр

Отсутствие места для игр

Отсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребенка

Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии, чужих посторонних людей

Следы побоев у членов семьи (у взрослых, детей)

Наличие в доме родителей, родственников с тяжелым формами физических и психических заболеваний

Проживание нескольких семей в одной квартире

Недоброжелательное отношение к посетителям

Недоброжелательные, конфликтные отношения между членами семьи друг к другу