Разделы сайта

Главная

Работа СППС с детьми, оказавшимися в СОП

Работа педагога-психолога учреждения образования в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях».

Наиболее типичными проблемами детей, находящихся в социально опасном положении, являются эмоциональная депривация, физическая отверженность, проявляющаяся главным образом в недостаточной заботе, неправильном уходе и питании, физическом, эмоциональном и даже сексуальном насилии. Внешне это может проявляться в агрессивном поведении, негативизме, эмоциональной глухоте и отверженности, конфликтности, нестабильности отношений с окружающими и т.п.

От педагога-психолога при работе с данной категорией детей требуется умение «разговорить» ребенка, умение слушать и слышать, наблюдать и видеть, в каждом случае найти и разработать конкретные адекватные формы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы.

Работа педагога-психолога начинается уже на этапе выявления детей, находящихся в социально опасном положении. Участие в обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, наблюдение за отношениями непосредственно по месту жительства, ролевым распределениям в семье, особенностями общения между ее членами, выявляя наиболее авторитетных для ребенка лиц, дают возможность педагогу-психологу определить те ресурсы, на которые можно опираться при последующей работе. Находясь в семье, он сможет установить контакт и договориться о последующей работе.

Следующим этапом в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении, является углубленная диагностика. Подбор диагностического инструментария осуществляется с учетом анализа особенностей развития ребенка в онтогенезе, актуальной социальной ситуации, внешних эмоциональных и поведенческих проявлений. Углубленная диагностика проводится не потому, что ее надо провести, а потому, что по ее итогам составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, итоговая записка с рекомендациями всем участникам психолого-педагогического сопровождения семьи.

         Реабилитация детей, осуществляется согласно полученным результатам диагностики и составленного Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Реабилитационная работа может проводиться в двух вариантах: психотерапевтическая и социально-психолого-педагогическая. В учреждениях образования больше внимания уделяют второму варианту.

Социально-психолого-педагогическая работа призвана корректировать, прежде всего, те ценности, поведение черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию учащегося (воспитанника) и может осуществляться через:

-работу с социальным окружением ребенка;

-работу с социально-психологическим статусом через референтную группу;

-работу по формированию для ребенка адекватной референтной группы;

-привлечение ребенка и его родителей к участию в заседаниях клубных объединений;

-консультативную и просветительскую работу с ребенком и его родителями и др.

 

Педагог социальный учреждения образования в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18

1.Ведет социальный паспорт школы.

2.Ведет банк данных детей, состоящих на всех видах учета.

3.Выявляет и учитывает несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.

4.Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, и семьями, снятыми с учета.

5.Принимает заявки на проведение социального расследования в семьях, требующих повышенного педагогического внимания.

6.На основании распоряжения руководителя учреждения образования проводит совместно с педагогами и классными руководителями социальное расследование.

7.Выступает инициатором (ходатайствует перед администрацией учреждения образования или КДН) признания детей в социально опасном положении, представляет для этого документы.

8.Курирует на уровне учреждения образования выполнение всеми ответственными Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.

9.Осуществляет мониторинг положения в семье и оценивает риски для ребенка.

10.Готовит документы на Совет профилактики, КДН об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

11.Готовит ходатайство с пакетом документов для КДН на признание детей, нуждающимися в государственной защите.

12.Сотрудничает с другими учреждениями и организациями по выполнению межведомственного плана, информирует районную КДН о ходе выполнения  намеченных в плане мероприятий.

13.Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).

14.Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.

В ходе обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего оценивает социально-бытовые условия, материальную обеспеченность, санитарное состояне жилища и т.п., собирает информацию о необходимой материальной, социальной, юридической и т.п. помощи. Любые действия членов комиссии, будь то изучение запаса пищи в холодильнике, оборудование спального места, места для приготовления уроков должны производиться с разрешения взрослого члена  семьи.  Просьба может быть сформулирована следующим образом: «Вы не будете против, если мы посмотрим….?»