Разделы сайта

Главная

Вспомогательный материал для составления индивидуального плана

Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении

Задачи:

  • планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
  • анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
  • привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
  • выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.

Социально-педагогическая помощь

Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).

Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам.  Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей.

Помощь в трудоустройстве родителей, в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости.

Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке.

Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь.

Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье.

Контроль  посещения несовершеннолетним учебных занятий.

Обеспечение занятости детей в кружках, секциях, факультативах.

Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам.

Индивидуальные занятия с ребёнком в том числе и по тем предметам, в которых обнаруживается отставание.

Формирование у ребёнка гигиенических навыков.

Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка.

Просвещение родителей с целью формирования критического  отношения к социально опасным явлениям.

Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований).

Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской.

Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году принято решение о двукратном обеспечении бесплатными путевками в оздоровительные лагеря детей-сирот).

Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания).

Материальная помощь

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства).

Обеспечение топливом к зимнему периоду.

Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд «Милосердие», фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.)

Психологическая помощь

Организация консультаций психологами учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений.

Организация психологической помощи по месту учебы.

Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях.

Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения.

Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни.

Сопровождении процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка).

Просвещении родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка.

Коррекционно-развивающих мероприятиях, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

Сбор информации о ребенке  за все время обучения в учреждении образования – результаты всех  возрастных психодиагностических минимумов для формирования индивидуальной картины развития.

Проведение индивидуального обследования на основании психодиагностического пакета, разработанного для  конкретного несовершеннолетнего  (всякая диагностика должна завершаться аналитической запиской с указанием   прогноза развития и рекомендаций для педагогов).

Консультации педагога-психолога по результатам диагностики педагогов и родителей  по поводу особенностей построения отношений с ребенком.

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР.

Правовая помощь

Помощь в реализации родительских прав.

Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам). 

Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования.

Вспомогательный материал для составления

Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

1.Выяснение социальной ситуации, в которой оказался несовершеннолетний и семья.

2.Социальный патронат семьи. Регулярное целенаправленное посещение семьи, наблюдение и контроль за ее состоянием.

3.Обучение несовершеннолетнего хозяйственно-бытовым навыкам, умению планировать бюджет, экономить, соблюдать гигиенические нормы жизни.

4.Просвещение членов семьи по проблемам пьянства, алкоголизма, наркомании, СПИДа, венерических заболеваний, разумного планирования семьи.

5.Предоставление информации (адреса, перечень услуг) об учреждениях и организациях, оказывающих населению различные виды помощи.

6.Привлечение к работе с семьей общественных фондов, благотворительных, религиозных организаций.

7.Привлечене к работе с семьей ресурса родственников, соседей, товарищей по работе. Преодоление социальной изоляции и размывание неблагополучного социального окружения (использование возможностей ДК, библиотек, клубов по интересам и др.).

8.Помощь в оформлении:

  • пенсий, пособий;
  • документов на инвалидность и льгот по социальному обеспечению;
  • паспорта, прописки, свидетельства о рождении, гражданства.

9.Ходатайства и содействие в трудоустройстве.

10.Поиск и восстановление родственных и семейных связей.

11.Помощь в поступлении в ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы после окончания школы.

12.Организация обучения ребенка по программе в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем развития несовершеннолетнего.

13.Организация дополнительных и поддерживающих занятий для слабоуспевающих учеников.

14.Привлечение несовершеннолетних к работе спортивных секций, кружков по интересам.

15.Обеспечение комфортных условий для несовершеннолетних в процессе обучения.

16.Педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции, консультации).

17.Педагогический патронат. Контроль за успеваемостью и обеспечением несовершеннолетнего необходимыми условиями для учебы и развития.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

1.Индивидуальная диагностика по проблеме семьи.

2.Индивидуальное консультирование по выявленной проблеме.

3.Семейное консультирование.

4.Проведение индивидуальных и групповых занятий по проблемам коммуникативных умений, коррекции поведения, работа с зависимостями и др.

5.Развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста.

6.Психолого-медико-педагогическое обследование несовершеннолетнего в ГЦКРОиР.

7.Индивидуальные коррекционные занятия педагога-психолога и педагога социального с несовершеннолетним.

8.Групповая коррекционная работа педагога-психолога и педагога социального с несовершеннолетними по схожим проблемам.

9.Помощь учителя-дефектолога.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

1.Углубленный медицинский осмотр и обследование узкими специалистами для оценки общефизического состояния несовершеннолетнего, выявления хронических патологий и определения группы здоровья.

2.Наркологическая помощь родителям.

3.Организация оздоровления и санаторного лечения несовершеннолетнего по медицинским показаниям.

4.Проведение профилактических прививок.

5.Организация лечебного питания и закаливания.

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

1.Правовое просвещение. Ознакомление несовершеннолетних и родителей с законодательством РБ по семейным отношениям, правам ребенка, обязанностям родителей и т.д.

2.Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних в ситуациях конфликта с законом или в суде.

3.Практическая помощь при обращениях в правоохранительные органы и суды.

Основные направления деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних :

 Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН)

- изучает ситуацию по месту жительства;

- оказывает содействие в  организации занятости, трудоустройстве несовершеннолетних, находящихся в СОП;

- рассматривает положение дел в семье на заседании КДН (по собственной инициативе и по ходатайству заинтересованных служб);

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

осуществляет меры, предусмотренные законодательством, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

разрабатывают комплексные мероприятия (программы) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также контролируют их реализацию; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

обобщают и распространяют положительный опыт работы органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;

проводят правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогических коллективов и общественности; осуществляют меры по защите, восстановлению и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

осуществляют контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обращаются в суд по вопросам, связанным с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

дают согласие на досрочное по инициативе учреждения образования прекращение образовательных отношений с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоившим содержание образовательной программы базового образования; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, связанные с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно- воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также осуществляют иные функции по оказанию социальной помощи несовершеннолетним, предусмотренные законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

привлекают граждан, имеющих педагогическое образование или опыт работы с несовершеннолетними, с их согласия для оказания помощи родителям, опекунам или попечителям в воспитании несовершеннолетних, указанных в абзацах шестом - семнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и иных граждан; вносят представления в государственные органы и иные организации с целью устранения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

направляют сообщения в органы прокуратуры в случаях нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

вносят предложения о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях неисполнения ими постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, а также непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий по делам несовершеннолетних; применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, иных лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

выполняют функции органов опеки и попечительства при вынесении решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение; (абзац введен Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.

Органы управления образованием, учреждения образования

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

осуществляют меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организуют в отношении несовершеннолетних индивидуальную профилактическую работу;

 осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, социально-педагогических учреждений;

 участвуют в организации во внеучебное время досуга и временной трудовой занятости несовершеннолетних обучающихся;

 организуют и осуществляют научно-методическое обеспечение образования, научно- методическое обеспечение программ воспитания;

 осуществляют координацию деятельности подчиненных им организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 оказывают содействие детским и молодежным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Учреждения образования при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции: оказывают социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь несовершеннолетним обучающимся;

 выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

 организуют во внеучебное время досуг и временную трудовую занятость несовершеннолетних обучающихся;

 реализуют программы воспитания;

 создают советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок деятельности которых определяется Министерством образования Республики Беларусь;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Детские дома, детские деревни (городки), школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полномочий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в соответствии с законодательством создают условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

в том числе органы опеки и попечительства

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

 

устанавливают опеку и попечительство в отношении несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

 обращаются в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, если эти несовершеннолетние не приобрели дееспособности в полном объеме;

 участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Закона, если они остались без попечения родителей, а также осуществляют меры по защите имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

 (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством

Органы внутренних дел

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

 

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:

- инспекции по делам несовершеннолетних;

- приемники-распределители для несовершеннолетних.

Другие подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают необходимое содействие инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних. Порядок организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь. (часть четвертая статьи 20 введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

 

Инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН)  РУВД

- организует  профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН;

- принимает  меры по   коррекции поведения групп учащихся с антиобщественным поведением;

- организует профилактическую работу с  родителями детей, состоящих на учете в  РОВД.

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Инспекции по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции: выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений либо совершающих в отношении несовершеннолетних правонарушения, а также родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе нуждающихся в государственной защите, и в установленном порядке направляют их в соответствующие органы или учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, либо в иные учреждения; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в части второй статьи 22 настоящего Закона, для рассмотрения возможности их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних;

 участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям, опекунам или попечителям мер воздействия, предусмотренных законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

вносят предложения о применении к несовершеннолетним мер воздействия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

 информируют заинтересованные органы, учреждения и иные организации о фактах безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, а также им способствующих причинах и условиях; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

уведомляют родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в абзацах шестом - семнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона, а также их родителей, опекунов или попечителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

изучают состояние воспитательной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, в учебных, культурно-развлекательных, спортивно- оздоровительных учреждениях, иных организациях, кружках и клубах по месту жительства, а также по месту учебы (работы) несовершеннолетних;

 доставляют в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также безнадзорных и беспризорных; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, их родителей, опекунов или попечителей,не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений. Государственные органы и иные организации обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить инспекциям по делам несовершеннолетних о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

принимают участие в рассмотрении соответствующими государственными органами материалов о правонарушениях несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

ведут учет правонарушений, совершенных несовершеннолетними, учет родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, а также собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством

Приемники-распределители для несовершеннолетних

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

 

Приемники-распределители для несовершеннолетних в пределах своей компетенции: обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и информируют об этом заинтересованные органы, учреждения и иные организации; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние: направляемые по приговору суда или по решению суда в специальные учебно- воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно- воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения - в случаях, предусмотренных частью седьмой статьи 26 настоящего Закона; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, безнадзорные или беспризорные - до установления их личности и передачи специальным учебно-воспитательным учреждениям, специальным лечебно- воспитательным учреждениям либо родителям, опекунам или попечителям; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний, - в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

совершившие деяния, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, - в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются: приговор суда или решение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце втором части второй настоящей статьи;

 определение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзацах третьем - шестом части второй настоящей статьи. В исключительных случаях несовершеннолетние, указанные в абзацах четвертом - шестом части второй настоящей статьи, могут быть помещены в приемники-распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течение трех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении. О помещении в приемники-распределители для несовершеннолетних лиц, указанных в абзацах четвертом - шестом части второй настоящей статьи, не позднее 24 часов уведомляются прокурор и комиссия по делам несовершеннолетних по месту расположения приемника- распределителя для несовершеннолетних. Несовершеннолетние, указанные в части второй настоящей статьи, могут находиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, - не более 60 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании определения суда на срок до 15 дней. (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З) Во время нахождения несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних не входят: период карантина в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, объявленного органом управления здравоохранением или государственной организацией здравоохранения; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом государственной организации здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор или решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) Администрация приемников-распределителей для несовершеннолетних осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства. (часть восьмая статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З

Опорный пункт охраны правопорядка РУВД

- проводит профилактическую работу с  совершеннолетними лицами, состоящими на профилактических учетах в ОПОП;

- готовит материалы для направления совершеннолетних лиц в ЛТП (в случаях, предусмотренных законодательством);

- готовит материалы для  ограничения совершеннолетних лиц в дееспособности (в случаях, предусмотренных законодательством).

Подразделения криминальной милиции

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

 

Подразделения криминальной милиции в пределах своей компетенции: предупреждают, выявляют и пресекают преступления несовершеннолетних, а такжеустанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 417-З)

выявляют несовершеннолетних, входящих в организованные группы или преступные организации, и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений; (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 84-З)

выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством; (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З)

принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного характера, совершивших побеги из учреждений уголовно- исполнительной системы или самовольно ушедших из дома, детского интернатного учреждения, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений или приемников-распределителей для несовершеннолетних; (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2008 N 315-З, от 26.05.2012 N 376-З)

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Сотрудники криминальной милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные статьей 21 настоящего Закона. (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 417-З

Учреждения здравоохранения

- оказывают  наркологическую помощь (по обращению);

- оказывают медицинскую помощи, в том числе лечение у специалистов (по обращению);

- осуществляет профилактическую медицинскую работу по предотвращению условий, приводящих к СОП несовершеннолетнего.

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Органы управления здравоохранением при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции осуществляют:развитие сети организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним;

 иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством. Государственные организации здравоохранения при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции: оказывают медицинскую помощь несовершеннолетним;

 обеспечивают в установленном порядке круглосуточный прием и содержание несовершеннолетних в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите;

 оказывают консультационную помощь работникам органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям, опекунам и попечителям несовершеннолетних;

 проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо иных одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлено в соответствии с законодательством;

 (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 84-З) оказывают медицинскую помощь несовершеннолетним, страдающим заболеваниями, передаваемыми половым путем, и проводят эпидемиологическое расследование случаев таких заболеваний;

 осуществляют в установленном порядке медицинское освидетельствование несовершеннолетних при направлении их в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения;

 выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН)

- оказывает гуманитарную помощь (по обращению);

- назначает государственную адресную помощь (единовременную; ежемесячную; на детское питание для детей первых  2-х лет жизни; возмещение  средств на подгузники; средства технической реабилитации).

- ответственны за материальную помощь многодетным семьям, семьям с ребенком-инвалидом.

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

организуют комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

 предоставляют бесплатно социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей либо по инициативе должностных лиц органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З) используют современные методики и технологии социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей;

 выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной помощи, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной помощи и реабилитации;

 принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными, беспризорными, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах, созданных в учреждениях и организациях социального обслуживания;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством

Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома

- рассматривает на Совете по Национальной программе демографической безопасности  вопрос о включении граждан в список нуждающихся  в замене электропроводки, ремонте печи (при наличии заключения РОЧС).

Отдел занятости управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома:

- оказывает содействие в трудоустройстве родителей и иных взрослых членов семьи, направлении на курсы (по обращению).

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Органы по труду, занятости и социальной защите при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции: участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних;

 обеспечивают бронирование рабочих мест для несовершеннолетних и последующее их трудоустройство;

 выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении;

 осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Учреждения, подведомственные отделу культуры райисполкома, отделу физической культуры, спорта и туризма райисполкома

-  организуют  посещение детьми, находящимися в СОП, объединений по интересам в учреждениях культуры;

- информируют  отдел образования о регулярности таких посещений (ежеквартально).

Районный комитет общественного объединения «БРСМ»

- оказывает содействие в трудоустройстве несовершеннолетних на летний период (в возрасте от 14 лет);

- привлекает несовершеннолетних к работе волонтерских отрядов, мероприятиям, проводимым по линии БРСМ (в возрасте от 14 лет);

-  проводит работу с семьями, где возраст супругов до 31 года.

Наниматель, комиссия содействия семье и школе на предприятиях, хозяйствах, учреждениях и организациях района (см. ссылку):

- привлекает родителей к культурно-досуговым, спортивным мероприятиям по месту работы;

- оказывает единовременную  материальную помощь;

- выделяет путевки  несовершеннолетним в детский оздоровительный лагерь.

В тех случаях, когда один из родителей страдает алкогольной зависимостью,  возможна запланированная беседа с членами коллектива, в котором работает родитель, с целью формирования у него мотивации   к изменениям. Не следует забывать, что  в реализации индивидуального плана допускается использование административного ресурса -  действий органов внутренних дел, местной исполнительной власти,  трудовых коллективов. В связи с этим  учреждение образования вправе обращаться за помощью во все структуры, задействованные в  реализации Декрета № 18.

Иные органы и организации, осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции

Согласно Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

участвуют в организации досуга и временной трудовой занятости несовершеннолетних;

 привлекают несовершеннолетних к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, способствуют их приобщению к здоровому образу жизни, ценностям отечественной и мировой культуры;

 взаимодействуют с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 оказывают содействие социально-педагогическим учреждениям, специальным учебно- воспитательным учреждениям, специальным лечебно-воспитательным учреждениям, инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем организации и проведения профильных лагерей, зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воинские части в качестве воспитанников в порядке, установленном законодательством

 

Помощь семье планируется и оказывается с учетом специфики реального положения семьи, возраста детей. Основными условиями при организации работы с семьями являются следующие:

  • анализ результатов, диагностика;
  • постановка общей цели работы с семьей и несовершеннолетним
  • постановка целей для каждого этапа и направления деятельности;
  • анализ выполнения программы и ее результативность;
  • привлечение к работе с семьей широкого  круга компетентных специалистов.

В разделе Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, «Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» прописываются критерии и показатели социально опасного положения, которые привели к постановке на учет и требуют   социально-психолого-педагогической реабилитации.  В графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты и сроки. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно».